Коллекционер работ русских и советских художников Сунь Июй

20 июля 2020 г. 12:43

 

Сунь Июй родился в 1956 году. Он - любитель и коллекционер российских гравюр. Как и многие другие китайцы, рожденные в 50-е годы, Сунь Июй любит русскую культуру, советскую литературу, фильмы, изобразительное искусство,  классику.  В отличие от своих сверстников, Сунь Июй не только в словах, но и на деле реализовал свою мечту. Он многое сделал. Ему жалко, что многие российские лучшие художественные произведения оказались неизвестными для публики. Он решил их спасти и представить зрителю. Все это он сделал из-за своих чувства к Советскому Союзу. 

Гравюра – это жанр графики, где изображение является печатным оттиском с доски или пластины, на которую был нанесен с помощью резцов углубленный рисунок. Различают гравюру выпуклую, когда краска покрывает поверхность выпуклого рисунка (чаще на дереве или линолеуме), и углубленную, когда краска заполняет углубления (чаще на металле).

По сравнению с живописью, гравюра отличается простотой в процессе изготовления, нет конкретных требований к материалам, краскам, помещению, освещению. Помимо того, гравирование – это процесс вторичного художественного творчества, благодаря чему конечный вид гравюры намного лучше, чем оригинал.  Заместитель председателя комиссии гравюрного искусства при Всекитайской ассоциации художников, профессор Центральной академии изобразительных искусств Ян Сяньжан в свое время сказал, «Гравюра – это архивные документы, в ней кроется историческая память. Гравюра обладает большой ценностью в изобразительном искусстве». Кстати, в годы, когда не существовало фотографии, гравюра выполняла её роль,  потому что делать оттиск быстро и  удобно, можно оперативно среагировать на событие. Действительно, благодаря художникам и их гравюрам, в памяти людей сохранились многие важные исторические события.     

В глазах китайцев русская гравюра тесно связана с революцией, с пропагандой и агитацией в годы войны, с утилитарностью и практичностью. На самом деле,  у русской гравюры много чисто художественных тем, причем это ее главная тенденция. По мнению экспертов, русская и советская гравюра отличается особой силой. В ней отражается глубина чувств, лирика, литературность.     

В 50-е годы, т.е. в первые годы после образования КНР, в Пекине не раз проводились выставки советского изобразительного искусства. Это были «Выставка советской гравюры и рисования» в 1957 году, «Выставка произведений советских художников» в 1958 году, «Выставка произведений художников Москвы и Пекина» в 1959 году, «Выставка гравюр художника Кравченко» в 1958 году, «Выставка произведений советской гравюры» в 1959 году. Были обмены визитами художников двух стран. Советская гравюра пволияла на художественное образование и творчество нового Китая.

Сунь Июй родился в уезде Мишань провинции Хэйлунцзян. Это район, который граничил с Советским Союзом, ныне – РФ. Отец отправил Сун Июя и его младшего брата к художнику на обучение. Тогда Суню было 9 лет. Сунь Июй впервые узнал знаменитого русского художника Репина и познакомился с его работой «Бурлаки на Волге».

В период так называемой «культурной революции» братья по фамилии Сунь как раз учились в начальной школе. Опасаясь за своих детей, отец отправил их на обучение к художнику, который работал с ним в одной организации. С тех пор Сунь Июй и его младший брат начали заниматься рисованием. В то время художник днем все время работал над созданием портрета председателя Мао, а вечером по возвращении домой копировал картину Репина «Бурлаки на Волге». 9-летний Сунь Июй внимательно смотрел, как художник рисовал.  Ему советские произведения изобразительного искусства казались таинственными. Любовь к рисованию у него возникла именно в это время.

 Советский Союз, Репин, все это для него было далёким и таинственным. Они врезались в память меленького Сун Июя. В 1969 году семья братьев по фамилии Сунь переселись  в Тайюань – административный центр провинции Шаньси.

По окончании средней школы второй ступени Сун Июй поступил в уезд Цзяочэн на земледелие. В связи с тем, что у него была хорошая подготовка в изобразительном искусстве, он стал членом творческого союза художников на уровне уезда и района. Творческая деятельность пробудила в нём память о Советском Союзе, в частности, его изобразительном искусстве. В то время у них часто были художники, которые занимались сбором материалов для творчества. Сунь Июй запомнил, как график Ли Цюнь неоднократно говорил: «Мы учились в институте искусств писателя Лу Синя в Яньане. Мы -- революционные художники первого поколения! Мы делали свои гравюры под влиянием Лу Синя! Мы начали свой творческий путь с гравюры Советского Союза!»

 В 2002 году Сунь Июй побывал в Москве в командировке. Это была его первая поездка в Россию. Сильный снег, мороз навеяли ему воспоминания о том, что он испытывал в детские годы, когда жил в приграничном уезде Мишань. Здесь он своими глазами увидел настоящие «тотемы» изобразительных искусств России.

Начиная с 2008 года, Сунь Июй стал читать книгу «История изобразительных искусств Советского Союза», для того, чтобы еще лучше понять произведения русских и советских художников. Ежегодно он ездит в Россию примерно 4 раза. Что делать в самолете в течении 8-часового полета? Сунь Июй принял решение: читать книгу «История изобразительных искусств Советского Союза», тщательно читать!

До Петра Великого в России в развитии изобразительных искусств наблюдалось копирование и подражание византийским мастерам. В период Петра Великого проводилась европеизация. В средний и поздний период 19-го века в России распространялся критический реализм в живописи, появилось направление гастрольной выставки. В период Советского Союза была социалистическая реалистическая эстетика. Оглянувшись на историю развития русского и советского изобразительного искусства, можно понять, на каком фундаменте развивались различные направления в живописи этой страны, и какие события сопровождали этот процесс. Теперь Сунь Июй может с полной уверенностью занимается своим любимым делом – коллекционированием картин русских и советских художников.

К настоящему времени Сунь Июй уже приобрел около 6000 гравюр и рукописей,  всем им уже более 50 лет. Они либо попали в далекие уголки, либо держались в чьих-нибудь руках. Хозяева продавали их на рынке по ценам в несколько тысяч рублей или несколько десятков рублей.  Сун Июй сказал, что мотивом для его коллекции является то, что в них отражается история той или иной эпохи, облик страны. Это и их ценность.

Это было осенью 2016 года, однажды вечером высший советник посольства РФ в КНР от имени посла Денисова присутствовал на выставке гравюр ста заслуженных художников Советского Союза на тему вождей революции и войны, посвященной 99-ой годовщине Октябрьской революции. Выставка проводилась  в Пекинском центре русской культуры. На ней были выставлены более 100 гравюр, тема которых связана с Октябрьской революцией. Все они  -- из коллекции Сунь Июя.    

Радио Метро. Все права защищиены