Каскадёры в кинематографе Китая

15 июля 2020 г. 14:41

 

Секрет хорошего фильма – не только в режиссере, актерах и бюджете. Особенно если речь идёт о боевике. Кино — это искусство создавать иллюзии, и в постановке боевых сцен оно проявляется ярче всего. Удары, которые выглядят сокрушительными на экране, в реальности даже не достигают оппонента. Кулак или нога обычно замирают в сантиметре от тела жертвы, а та уже отыгрывает драматические последствия, демонстративно отлетая на пару метров. Боевые сцены— универсальное выразительное средство, которое используют в кино. Любой драке требуется тщательно прописанный сценарий, каждому хуку нужно подобрать ракурс, и артисты неделями разучивают правильные движения. В сценах «боя» главный на площадке – экшен-хореограф, человек, который придумывает эпизод, работает с актерами, каскадерами и дает советы режиссеру в том, как эту сцену лучше подать с точки зрения операторской работы и монтажа.

Жанр фильмов о кун-фу начал формироваться в Гонконге в 60—70 годах. Он был популярным и всенародно любимым, но боевая хореография в подобном кино казалась наивной даже по меркам той эпохи. Ситуация изменилась с приходом амбициозного юноши и трудоголика по имени Брюс Ли. Именно он первым начал снимать картины с красивыми драками.

Брюс Ли до первой своей коммерчески успешной картины снимался в Голливуде, там же учил американцев китайским боевым искусствам и набраться опыта в производстве качественного кино. Благодаря ролям в американских сериалах «Зеленый шершень» и «Лонгстрит» Брюс донес до западного зрителя образ сильного духом героя — непобедимого, мужественного мастера восточных единоборств.

В 71 году Брюс вернулся в Гонконг и на студии Golden Harvest снял «Большого босса». Фильм тепло приняла аудитория, а коммерческий успех картины позволил Ли снимать свое кино так, как он хочет. Успехом фильм обязан харизме главного героя и кропотливо проработанным боевым сценам, которые ставил лично «Маленький Дракон». Драки в «Большом Боссе» подкупают простыми, но четко отработанными ударами. В фильме отсутствуют веревки и лишние движения: реальную ударную технику оказалось смотреть интереснее, чем цирковые постановки. А сюжет про борющегося с несправедливостью героя только оттенил красоту хореографии. Далее Ли снял еще четыре великолепные картины, и каждое произведение сильно повлияло на представление общественности о том, как должны драться герои в массовом кино.

Брюс Ли вскоре заразил одержимостью боевыми искусствами весь мир.

Непревзойденный мастер вывел собственную философию и стиль -джиткундо. По всему свету открылось огромное количество заведений, обучающих различным видам ушу. Попутно боевые хореографы образовывали гильдии и тренировочные академии по сценическим дракам.

В фильме «Выход дракона» вместе с Брюсом Ли снялся Джеки Чан. Он сыграл статиста, которому герой Брюса Ли задает взбучку. Молодой Джеки впоследствии стал много играть в постановках о кун-фу, но этого будущей звезде было мало. Юный Чан, несмотря ни на что, продолжал искать себя и собственный стиль.

Джеки Чана невозможно спутать с другими героями боевиков.  Его картины суммарно собрали во всех странах более $5 млрд. Джеки принадлежит рекорд Гиннесса по количеству трюков: в лучшие годы он вытворял фокусы, повторить которые сейчас можно лишь с помощью компьютерной графики. Чана обожает весь мир, а в 2016 году он получил почетный "Оскар". Учитывая его известность и влияние на Востоке и Западе, Джеки, пожалуй, главная кинозвезда планеты.

 

Радио Метро. Все права защищиены